БЛОГ

Памперс, Ксерокс и Сантек

Николай Ильин
опубликовано: 03 августа 2021
БЛОГ
Памперс, Ксерокс и Сантек
Николай Ильин
опубликовано: 06 августа 2021 г

В этой статье логично и последовательно я рассказываю, почему не нужно больше боготворить Сантек и, наконец, присмотреться к чему-то новому.


Есть десятки полиуретановых защитных пленок для авто и Сантек лишь одна из них, просто стала нарицательной, как «Памперс» для всех подгузников или «Ксерокс» для всех копировальных аппаратов.

Oops… я не придумал ничего лучше и рассыпал по статье рандомные фотографии защитных оклеек в студии WRAPNI, чтобы хоть как-то разбавить гигантскую простыню этого текста.
исторические параллели

Ожидаемый закат империи Сантек

как бренды-новаторы создают рынки, о том, почему «первые не вечные», про сменяемость лидеров и про «нарицательность» как фундаментальный памятник в истории; в конце про причины краха Сантека.
Помните те времена, когда мы носили телефоны в футлярах, силиконовых чехлах, записывали в них рингтоны по книжкам, которые продавались в ларьках «Союзпечати», книжных магазинах, а самые новинки в электричках? Помните те времена, когда баланс телефона пополнялся в долларах и по карточкам, а первые 5 секунд разговора были бесплатными?
Те самые времена, когда телефон с полифонией считался последней ступенью на пути освоения Марса.

В последних классах школы у меня появился мобильный телефон — Сименс А35. Он был круче Алькателей и дешевле Моторолы. Я обожал его и гордился им, еслине сказать хвастался.
Тогда никто не сомневался, что Моторола, Сименс, СониЭрикссон и Алькатель властно изменили и поработили Мир. Все были на это решительно согласны, кроме «бабок у подъезда» тоскующих по тесным кабинкам телеграфа и дисковым телефонам.

Но появился ЭлДжи. Вероломно и нахально потеснивший остальных, став пятым, щедро откусив свой кусок пирога. Сразу за ним Нокиа…
Еще через год все забыли про Сименс и Алкатель. Через пять лет с радаров пропали Эриксоны со своими Вокманами, Моторола с Рейзарами. Это были отличные телефоны, если не сказать идеальные, но и их перемололи в пыль в слепой конкуренции.

Да, тогда борьба мобильных гигантов была интересней, чем Чемпионат Англии по футболу…
Тогда, в моих последних классах школы, не было ни законов, ни инфраструктуры, ни культуры, ни хрена такого, что есть сейчас про мобильную связь и передачу данных. Все строилось с нуля — компаниями новаторами, первопроходцами, которые не выходили на рынок, а создавали его. Самостоятельно. Кропотливо. Кровью, потом и миллионами долларов. Таких примеров сотни, если не тысячи…

То есть, новаторы за свой счет формировали рынок, на который вскоре пришло государство со своим беспощадным механизмом регулирования.
Так вот же, разуйте глаза, государство уже начало регулировать рынок оклейки: нельзя брендировать транспорт свыше нормы, нельзя тонировать окна или бронировать фары (ага, как же…), и даже на оклейку витрин и фасадов есть свои четкие нормы и правила. Если государство регулирует пленку — значит есть что регулировать, есть рынок и культура, которые подчиняются общим аксиомам бизнеса, главная из которых: «Все, что созрело — готово умереть».

Все, что созрело — готово умереть

про то, что копируют не лучших, а выгодных, про то, что первые не вечные, а лидеры постоянно меняются
Вспомните легендарные музыкальные центры Техникс. Такие черные конструкции из шести блоков с колонками, которые могли перекричать воздушную сирену. Где сейчас Техникс?

Вспомните Кенвуд. Великую японскую компанию, которая создала культ музыки. В середине и конце девяностых количество обожателей Кенвуд превышало население Планеты. Кенвуд Корпорэйшн существует и посей день, и по сей день занимается музыкальными проигрывателями, как и полвека до этого.
Но вся армия обожателей рассеялась. И вы, скорее всего, думаете, что они переобулись в безликую бытовую технику, но нет, то другой Кенвуд из Англии.

Все эти Кенвуд, Техникс, Боузе и другие им подобные создавались почти с нуля. За десятилетия, пройдя путь от радиоприемников до высоко функциональных мультимедиа. Они создали рынок и культуру. И растворились за пару лет, заняв скромные места в локальных нишах или вовсе разорившись.
Ультраблеск на защитной пленке
Все, что я рассказал выше часть истории: свершившейся и отчасти забытой. Вот пример, как говорится, в режиме онлайн — Айфоны.

Первый Айфон появился в продаже в 2008 году, перевернув Мир и сознания потребителей. Он создал новый рынок, рынок «умных телефонов». Началась страшная гонка корпораций, если не сказать война. Война, которая похоронила многие бренды-гиганты.
На арене несколько лет, как гладиаторы, сражались Эппл и Самсунг.

Потом бац — Хуавей, Ксяоми — вылезли из неоткуда и скинули с пьедестала заигравшихся и зазвездившихся Эппл и Самсунг. Сценарий гандикапа «китайских» брендов настолько прост и ожидаем, что глупо его не замечать. Об этом ниже…
Вот пример из сферы автомобильного детейлинга, к которой защитная пленка имеет непосредственное от ношение. Керамика!

Еще пять-шесть лет назад никто и знать не знал, о «волшебных», защитных составах для авто. Никто не хотел верить (и правильно), что машина может не царапаться, не пачкаться и круглосуточно блестеть в любую погоду: да так, словно на выставке.

И только один бренд «Керамик ПРО» самозабвенно, не оглядываясь, повторял, как мантру: «Керамика — круто! Покупай керамику».
Шарлатаны они или нет, не мне решать, но они создали рынок и культуру с нуля. Они посеяли зерно в сознание потребителей — «если за машиной ухаживать, то она не будет царапаться» и все такое… Потом они «заигрались» и в одно мгновенье появились добрых два десятка других составов с другими этикетками. Рынок остался, а «Керамик ПРО» забыли…

Все эти истории и сегодняшняя суматоха на рынке защитной оклейки не двояко намекают, что пройдет совсем чуть-чуть времени и эра Сантека навсегда канет в лету. Но это не точно и вот почему…

Как оставить свой след в истории и не вляпаться в неё?

про нарицательность, как фундаментальный памятник в истории
Потому что, сдается мне, что эра Сантека уже прошла. Не надо ждать ни «чуть-чуть», ни долго, а стоит раз и навсегда смириться с действительностью: от уникальности, непревзойденности и эксклюзивности Сантека осталось только название — имя нарицательное, которым называют любые полиуретановые пленки, чтобы не тратить время на изучение ненужных никому деталей и нюансов. Сейчас объясню.
Снять копию или сделать ксерокс понятия одинаковые. Никто не усложняет себе жизнь словами «воспользоваться копировальным аппаратом».

Все знают, что «Ксерокс» название компании, и при этом никто не сомневается, что Самсунги, ХьюлетПакерды, Кэноны или КоникиМинолты одинаково хорошо и быстро снимают копии с документов. Но продолжают всю эту «богадельню» называть, как бы под фигурной скобкой, ксероксом. Так завелось…
Как выглядят детские подгузники знают только молодые мамы. Молодые же папы никогда не найдут их на полках в детских магазинах. Но скажите им, что это «памперсы» и сразу увидите, как на их лице разгладятся морщины и в глазах засияет прозрение.
Либеро, Хаггис, Мэррис, Хэппи, Дада, Джираф и еще три десятка известных брендов детских подгузников, среди которых есть и лучше, и дороже, и удобнее, и даже те, кто на два круга обгоняет по продажам бренд «Памперс». Но всем по фигу на детские подгузники, всех их называют «памперсы».
Никто не называет гидромассажную ванну гидромассажной ванной, пока не озадачится ее приобретением. Любая большая емкость с бурлящей водой в которой можно отлично провести время с шампанским и лепестками роз — Джакузи.

Джип — автомобиль повышенной проходимости или внедорожник, или паркетник, или кроссовер. Но всем похер, что Джип это американский бренд, потому что для всех нас «джип» это тачка, на которой можно хотя бы съехать с асфальта.

Скотч — это клейка лента, изобретенная компаний 3 М. Берлинго, ЭрикКраусе и десятки других компаний тоже выпускают клейкую ленту, но чтобы они там не выпускали, их всегда будут называть скотчем.
Сантек — американский бренд прозрачной, полиуретановой пленки для защиты гладкой поверхности (лкп авто, стекла, гелькоут…) от внешних воздействий.

Весь этот год замечаю, что каждый кто интересуется защитной оклейкой своего нового авто полиуретановой пленкой, в первую очередь заменяет слово «полиуретановой» на слово «сантек». Да, кажется, Сантек стал нарицательным, как и скотч, джип, джакузи, памперс, ксерокс. Стал словом — фигурной скобкой, под которой включены все возможные полиуретановые пленки, выполняющие свою основную функцию — защитку лкп авто от сколов и царапин. Теперь «полиуретан» = «сантек», и всем по фигу, что это не совсем так. Зато так короче и проще…

Поэтому всё так произошло…

про очевидный и ожидаемый «азиатский гандикап»
Можно долго проводить параллели, искать причинно-следственные связи, строить научные теории и философствовать, но «китайский гандикап» (или правильно «азиатский»?) в крахе империи Сантека не заметить не возможно. Все под копирку, как обычно…
Бизнес, тем более производственный, тем более международный, всегда развивается по пути наименьшего сопротивления. С одной стороны он всегда ищет пути увеличения выручки, с другой не устает искать способов сэкономить уже заработанное.
Вы не станете со мной спорить, если предположу, что все делается в Китае. Технологии, рецептуры и все где надо «думать» остается на местах, в уютных европейских офисах и лабораториях. А грязное, вредное производство, где все делают автоматические станки и оборудование, где роль человека сводится к 2 долларам в час, переезжает в Азию.
Как только «китайцы» получают доступ к технологиям Заказчика, они начинают их активно копировать. И если Заказчик не вывозит большие объемы или если Заказчик не прогрессирует каждый год, совершенствуя технологии, то «китайцы» начинают прогрессировать самостоятельно: искать новые рынки сбыта и крупных клиентов, предлагая им чужие технологии, выдавая за свои.
Так Айфоны и Самсунги собирались в Китае. Теперь Хуавей «король» на рынке. Так Киа и Хёнды, получив доступ к технологиям, меньше чем за десять лет «выгнали» из России Форд и Опель, наводнив московские пробки «Солярисами» и «Оптимами».

Так китайский АлиЭкспресс скопировал модель американского Амозона и стал крупнейшим маркет-плейсом в Мире с аудиторий более 30 млн. пользователей в сутки.
Так и с пленкой. Был единоличный Сантек… Рухнул курс доллара и Сантек подорожал. Начались ковидные проблемы на границах и Сантек стал в дефиците. Подорожали новые авто и покупатели больше не готовые платить по 70−80к за оклейку, потому что эти деньги можно потратить на что-то другое, более важное… Все эти и не только внешние обстоятельства привели к совершенно ожидаемому явлению. Мой друг экономист называет его «эластичность спроса по цене».
На нерушимую империю Сантека в один миг набросились, как Галлы на Рим, Санмакс, Ф-перфоманс, Спектрол, Хэксисс, Легенд Прайм и еще туеву хучу «молодых» брендов полиуретановых пленок. Кто-то из Китая, кто-то из Кореи, кто-то все еще претворяется своим «европейским» происхождением.
Сегодня рынок защитной оклейки разделился на «американское» и «корейское». Почему «корейское», а не «китайское»? Потому что в России «китайское» все еще режет слух и отпугивает, а иероглифы корейские от китайских мало кто отличает хотя бы визуально. Но корейская пленка реально есть…
Есть американские (или условно американские), полиуретановые пленки: Сантек и Ллюмар. Это пленки с историей, с родословной, пленки-первопроходцы. Первопроходцы «умирают» или становятся безлики, как Форд и Кодак.
Есть пленки «корейские». Это те, кто годами штамповали полиуретан по «заказам американских коллег» и в момент их первой слабости выплеснули на мировой рынок эти же пленки, но в коробках с другой картинкой и отвратительным маркетингом.
Крейские пленки говно?
Если отсечь ТОПый полиуретан и очевидное говно, то в среднем ценовом сегменте «американские» пленки" совершенно не отличаются от «корейских». Вообще никак!

Ни толщиной, ни прозрачностью, ни качеством клея, ни шагренью, ни желтизной… вообще никак. Хотя нет, отличаются — ценой.
Да, есть еще определенные особенности в монтаже, в эластичности, в адгезии, но это все технические мелочи, которые заботят исключительно оклейщиков и никак не парят потребителя.

Хороший пленщик одинаково качественно наклеит и «корейский» полиуретан, и «американский». И наоборот, если руки из задницы, то бренд-пленки роли не сыграет никакой.
разговор на чистоту

Что вы на самом деле хотите от защитной пленки?

про пять характеристик полиуретановой пленки, которые вас действительно волнуют, а не вот эти все рекламные мифы, которые вам втюхивают
Давайте честно, вам похеру на толщину пленки на вашем авто. Да-да, 160 микрон или 180 микрон, вам наплевать. Разница в 20 микрон вроде б звучит солидно, но задумайтесь, что это всего 2% от миллиметра или 0,02 мм…
Вам точно пофигу на степень эластичности. Сами вы тянуть ее не будете. Вы не будете переживать из-за степени адгезии. Вам даже пофигу Сантек это или нет, потому что вот ЧТО вам важно на самом деле…
Во-первых, чтобы пленка защищала лак и краску нового авто от типичных недоразумений: сколов, царапинок, потертостей, птичьих пакостей и вандальных гадостей. Вам нужна пленка, которая на максимально долгий срок оттянет встречу с малярами и избавит от вопросов перекраски.
Во-вторых, чтобы пленка не изменила внешний вид нового авто. Не пожелтила «морду» так, чтобы та стала отличаться от всего кузова. Вам нужна такая пленка, чтобы блеск нового авто никак не отличался и сохранялся максимально долго. Вам нужна пленка, которую не видно на кузове. Без апельсиновой шагрени, без уродских стыков.
В-третьих, вам хочется, чтобы один раз наклеить пленку сразу же забыть про нее. Вам не нужно, чтобы пленка решая одни проблемы, создавала новые. Вы не хотите, чтобы она отлипала на мойках, пузырилась и задиралась. Вы точно не хотите, чтобы она «умирала» при первой встречей с пескоструем или камушком.
В-четвертых, вы не сильно задумываетесь о сроке службы пленки больше 3−5 лет. Вы скорее всего планируете поменять авто сразу, как у него закончится заводская гарантия. Поэтому вам чаще важнее, чтобы пленка при необходимости легко снималась, не подрывая краску и не оставляя после себя следов.
В-пятых, вспомогательные плюшки. Те плюшки, которые вроде и нахер не нужны, но помогают оправдать «конский» ценник на оклейку: гидрофоб и долгий блеск а-ля керамика, самостоятельная регенерация царапин и возможность легкой полировки, гарантия после оклейки и все такое…

Если две пленки стоят одинаково, то вы выберите ту, у которой больше «плюшек». Если у двух пленок одинаковое количество «плюшек», то вы выберите ту, которая стоит дешевле.

Но если у «корейской» одинаковые характеристики, но при этом больше «плюшек», чем у «американской», да к тому же и стоит она дешевле, чем «американская»… Что выберите?
Вы не ждете, что пленка защитит вас от фронтального удара. Вы понимаете, что оклеив только переднюю часть, через 3 года она будет отличаться от всего остального кузова. Вы знаете, что пленка не скроет заводских косяков. Вы знаете, что пленка это про косметику и внешний вид авто. Для всего остального придумали КАСКО.

Вот несколько кейсов, которые еще раз подтвердят, что эра Санткека прошла.

БМВ Х6: Сантек VS Санмакс

пример про добровольную переплату на ровном месте
Приехали на оклейку сразу два черных, новых БМВ Х6. Оба клеили только переднюю часть. Первый владелец, внимательно выслушав мой спич на тему «американских» и «корейских» защитных пленок, твердо решил клеить «Сантек». Второй, дважды переспросив в чем разница между «Сантеком» и «Санмаксом», выбрал «корейский» вариант: цена доступнее и есть гидрофоб.
Машины были готовы на следующий день. Первым пришел забирать Владелец, который выбрал «Сантек». Он минут 30 осматривал и свою, и соседнюю машину в надежде увидеть хоть малейшее отличие, которое бы объясняло за что он переплатил 12к. После того, попросил показать что такое гидрофоб. Показали. Владелец, сразу же решил, что гидрофоб на его «Сантеке» был бы весь ма полезен и переплатил еще 10к за нанесение защитного, гидрофобного покрытия.

Мерседес ГЛЕ: Сантек VS Санмакс

пример про космическую переплату в процессе эксплуатации
Клиент приобрел машину для жены — Мерседес ГЛЕ. Сомневаясь в ее водительских талантах пригнал Мерседес к нам на оклейку в круг: от бампера до бампера. Захотел «Сантек», со словами 20−30к погоды не делают. Ок, наклеили «Сантек». На контрольном осмотре все было отлично, никаких проблем не вылезло, оклеили идеально. Вручили Сертификат на пожизненную гарантию.
Клиент приехал через несколько дней. Супруга впорола бампер на узкой парковке. Пластик цел, лак и краска целы — весь касательный удар приняла на себя защитная пленка, после чего подорвалась и повисла лапшой. Что делать? Подрезать и оставить? Подрезать и вставить заплатку? Полностью переклеить бампер. Клиент выбрал полностью бампер. Хорошо, переклеили. Опять в «Сантек».
Через месяц в супругу на ГЛЕ впоролся велосипедист, в аккурат в водительскую дверь. Дверь под замену. Заменили у дилера, приехал к нам оклеивать замененную дверь. Оклеили. «Сантеком».
Еще через месяц легкое ДТП, где пленка уже не справилась. Переднее крыло под замену. Капот рихтовать и в перекрас. Все починили и снова приехали к нам на переклейку капота и оклейку нового крыла. Поклеили. «Сантек».
В четвертый приезд «сверх удачливого» Мерседеса, в этот раз порвали пленку на порогах об высокий бордюр, нам все же удалось его убедить, переклеить «корейским» Санмаксом. Клиент согласился. Переклеили. Разницы в ранее поклеенном «Сантеке» и только что поклеенном «Санмаксе» Клиент ожидаемо не заметил, но заметил, что выбери он с самого начала «корейский» вариант, то у четом первой оклейки и всех последующих переклеек сэкономил бы 120к, а это точно та сумма, которая «делает погоду».
И таких примеров масса. Когда клиенты переживают, что любой альтернативный вариант будет точно хуже «Сантека», а потом сравнивают две рядом стоящих машины и сокрушаются, что на ровном месте переплатили за материал несколько десятков тысяч рублей.

РЕЗЮМЕ

Под чертой

про основные мысли этой статьи и о том, как жить дальше
Могло показаться, что я настраивают вас против Сантека и отчаянно топлю за «корейскую» пленку. Это не так!
Я не склоняю вас в ту или иную сторону, я рассказываю про то, чтобы вы не питали иллюзий, что «выбора нет» и, наконец, убедились, что Сантек сегодня больше общее название полиуретановой пленки, чем яркий лидер индустрии. Это все еще достойная защитная пленка, которая на 100% выполняет возложенные и ожидаемые от нее функции, как делала это 5 лет назад и будет делать еще много лет. Но Мир изменился, и теперь у Сантека есть конкуренция…
Если присмотреться на все многообразие выбора чего угодно, увидите, что, Мир по сути двуполярный. Когда перед нами стоит выбор из множества вариантов, мы не бросаемся в омут с головой, а в первые пару подходов выбираем «что-то из двух».

Например, есть сотни разновидностей телефонов, но все крутится вокруг айОс и Андроид. С компами такая же песня, в 99% это Виндоус или МакОС. Яндекс или Гугл. Квартира или загородный дом? В машинах кожаный салон или тканевый. Полный привод или передний. Внедорожник или легковушка?
С защитными пленками до 2016 года выбирали между ПВХ и полиуретаном. Сейчас эта дилемма не актуальна. Теперь выбирают между «американскими» пленками и «корейскими». Они одинаково хороши и основные их отличия это цена в пользу «корейской» пленки и «невидимые скрепы» в пользу «американской». Кстати, про цену…

Сейчас «корейская» пленка ощутимо дешевле «американской». Так при оклейке передней части Владелец авто экономит 10−15к, а при полной оклейке до 40−60к. Но, вспоминая, историю про Айфоны и Самсунги, уверяю вас, что не пройдет и года, как «корейская» пленка будет столько же, сколько сейчас стоит «американская». А еще через какое-то время будет стоить дороже, как сейчас флагманы Самсунга стоят дороже «самых крутых» Айфонов.
Возможно, когда «американский» и «корейский» полиуретан будут стоить одинаково до хрена, Клиент (т.е. вы) не станете «голосовать рублем» и тогда на рынке появится что-то новенькое. И это «что-то новенькое» скинет полиуретан с пьедестала, как полиуретан однажды скинул ПВХ пленки. Возможно, это «что-то новенькое» уже прорастает — гибридные пленки, но это совсем другая история…

Сейчас же, отвечая на самый распространенный вопрос «Николай, а себе бы вы чем оклеили?», без раздумий скажу — «корейской» пленкой. И причина проста и очевидна — ДЕНЬГИ. Я всегда найду куда «пристроить» лишние пару десятков тысяч рублей: купить новую резину, заплатить за следующие ТО или расширить КАСКО. Когда не видно разницы, зачем платить больше?

У меня все.
Made on
Tilda