WRAPNI
ЛОНГРИД

Оклейка винилом сложных форм

Николай Ильин
опубликовано: 12 ноября 2017
обновлено: 03 апреля 2021

Что необходимо знать перед сдачей авто в оклейку? Как принимать готовую работу и что такое технология оклейки сложных элементов? Почему мы охото берёмся за сложную оклейку авто в тюнинге?

WTF?

эта статья полезна владельцам авто в модных и редких обвесах; тем, кто думает красить или поклеить; руководителям и владельцам тюниг-ателье; плёнщикам, которые сталкиваются с проблемами оклейки виниловой пленкой сложных форм и геометрий.

Сложные формы

что относится к сложным формам; пластик и металл; базовая ширина пленки и вставки; главные и не главные плоскости; искусство smart cut
Часто клиенты поднимают одну бровь и открывают рот от удивления, когда интересуются ценой на оклейку винилом авто в обвесах или эксклюзивном тюнинге, типа Lumma, Brabus, Hamman и т. п.

Потенциальному клиенту сложно объяснить в двух словах, почему такая принципиальная разница в цене на оклейку, например, Рэндж Ровер и Рэндж Ровер в обвесе Lumma.

Владельцы Гелендвагенов, привыкшие к завышенным суммам на услуги для своего авто, столбенеют, когда 8 из 10 студий вовсе отказываются их клеить, а оставшие две называют такой ценник, что клиент откажется сам.

В глазах клиента до сих пор оклеить авто винилом не сложнее, чем ровненько прилепить наклейки на детальки LEGO или обернуть коробочку с презентом в подарочную бумагу.
Причина в сложных формах оклейки. Ни каждый пленщик берется, не умеет, не каждый готов нести ответственность.

Но самое стремное, что ни один клиент не знает что такое качественная оклейка.

Почему такая стоимость, как ее снизить без потери качества. Кому доверить оклейку, какие гарантии требовать, о чем надо знать до и о чем помнить после. Как принимиать работу, куда смотреть и за какой косяк таскать за уши, за волосы и за яйца мастера.

Обо все этом пишу в этой статье, в очередной раз стреляя себе в ногу, но в надежде внести свою лепту в ускорение неизбежной эволюции виниловой индустрии в России.

О как завернул :)
так проходят перекуры в Студии оклейки Николая Ильина. У нас не курят ;)

Что такое сложные формы?

что относится к сложным формам, пластик и металл, главные и не главные плоскости.
Условно, сложной формой для оклейки можно назвать любой автомобиль в модном обвесе или индивидуальном тюнинге. Иногда встречаются авто «сложные» с завода: Гелендваген, переднее крыло Бентли, БМВ эМки, Ламборгини и ей подобные.

Сложными их принято называть из-за количества времени мастера, которое он тратит на их оклейку. Например стоковый бампер Рэндж Ровер оклеивается фактурной пленкой за 1−1,5 часа. Бампер-реплика под Lumma за 3 часа. Стоковый внедорожник типа БМВ Х5 полностью закатать в внил можно в одиночку за 2 дня или вдвоем за день. Но наденьте на него капот, расширители арок и бампера Hamman — время на оклейку сразу удваивается, расход праймера и обезжирки утраивается, риски увеличиваются, потоотделение увеличивается.

Из 10 сложных элементов 9 будут пластиковые, зуб даю. На пластиковой детали нет возможности фиксировать пленку магнитами и этот геморрой требует второй пары опытных рук. Гонорар второго мастера-помощника также оплачивает клиент.

Если идет речь о оклейке всего пластикового кузова в модном обвесе, как пример с Рэндж Ровером на фото, то второй мастер — маст хэв.

Такие работы в одиночку не осилит никто. Только четыре руки, только четыре глаза, а вся оклейка должна со стороны напоминать синхронное плавание, если не уровня Олимпиады, до хотя бы какого-нибудь регионального первенства.
Теперь про главные и не главные плоскости.
Каждый элемент кузова пленщик обязан визуально делить на плоскости. У стокового крыла одна плоскость. У крыла с расширителем на арке плоскости две. На переднем, стоковом бампере две или три, а на тюнингованом от трех, как правило. Вспоминайте уроки геометрии: оси x, y, z.

Пленщик клеит пленку только в двух плоскостях, какой бы эластичной и «послушно» она не была. В трех плоскостях ровно она не ляжет. Надо делать надрез, нахлыст, стык.

Если геометрия оклеиваемоей детали предполагает загиб виниловой пленки в любую из трех плоскостей больше, чем один раз — делается вставка.
Безусловно есть нюансы и отступления, но сейчас не об этом.

Пленщик обязан определить главные плоскости моментально, в момент консультации клиента и, естественно, до начала раскроя пленки.
Вся площадь детали, которую пленщик оклеивает единым полотном пленки в двух плоскостях — главная плоскость. Третья плоскость, куда пленка ровно не загнется — не главная — это место для вставки.

Не главные плоскости скрыты от глаз, их не видно. На такие участки мойщик физически не направит струю воды под давлением и не оторвет пленку.
При правильном и грамотном выборе главных и не главных плоскостей никто и никогда не заметит стыка между единым полотном и вставкой. Это дзен мазафака.
Рисунок из школьного учебника геометрии.
Есть нюансы и отступления и они носят частный характер, но в общем и целом пленку можно клеить на поверхность только в двух плоскостях.

Базовая ширина виниловой пленки

стандартные размеры пленок, вынужденные симмитричные вставки и подгон фактуры.
Стандартная ширина фактурной виниловой пленки 152 см. и рисунок фактуры, обычно направлен вдоль.

На примере пленка с фактурой под шлифованный аллюминий. Рисунок фактуры не прерывается от заднего бампера до переднего. Высота каждой оклеиваемой детали меньше 152 см. Все тютелька в тютельку, ширины пленки хватает.

Капот с учетом углубления под воздухозаборник больше 152 см.
Клеить поперек? Это уебанство. Визуально получится перпендикулярное пересечение рисунка фактуры пленки на капоте, крыльях и бампере. Это нарушит композицию, а стильность и модность превратятся в китч и нелепость.

Второй вариант, единственно верный, клеить с невидимыми симметричными вставками по ребрам жесткости, начиная с центральной части капота. Затем одинаковые, как однояйцевые близнецы, левая и правая полосы, которые защитят края центральной части от случайных задиров на мойках и визуально скроют стыки.

А еще надо подогнать фактуры, это тоже дзен мазафака.

SMART CUT

способ съкономить до 15,000 рублей исключительно на таланте мастера оклейки.
Smart cut — «умный отрез» — опыт и талант мастера заранее видеть правильный, экономный раскрой полотна виниловой пленки перед (!) началом работы над проектом.

В моем случае нет никаких секретов в ценообразовании на сложную оклейку. Формула такая: стоимость материала +50%. Вроде б нафига мне думать о расходе пленки? Купил метров тридцать, добавил еще полцены — вот тебе, клиент дорогой, стоимость оклейки… к сожалению, все не так.
Как и любой предприниматель, я вынужден думать о привлечении клиентов и их удержании. Потому считаю расход материала экстримально минимальным.

Я знаю как тянутся пленки, знаю куда и сколько надо подгибать, где оставлять запас и знаю, что при умном раскрое, расход пленки на машину можно сократить до 1−2 погонных метров. А это, извините, минус 15,000−18,000 рублей от итоговой стоимости оклейки.

Демпинг?
Нет, просто мозг, опыт и золотые руки.
Почему Дороже?
опыт и мотивация мастера; снятие и установка; праймер; про натяжение и направление; чуть-чуть о фактурных пленках 3M и Avery

Причины увеличения стоимости

про опыт и мотивацию мастера, снятие и установка, праймер и ноухау.
Мотивация.
Оклейка автомобиля со сложной геометрией требует больше времени на подумать, примерить и снова подумать, чем на непосредственный процесс инсталляции пленки на поверхность. Тот самый случай, когда правило «семь раз отмерь, один отрежь», работает на 100%. Время мастер тратит больше и труд должен оплачиваться.

Часто требуется равносильный второй мастер с аналогично золотыми руками, растущими из плеч. Такой мастер за еду работать не будет, я узнавал… Ему тоже нужно платить.

Оклейка защитной пленкой передней части двух автомобилей приносит мастеру примерно такой же гонорар, но геморроя значительно меньше.

Можно ли найти «голодного» пленщика, который простаивает без работы и готов оклеить сложный авто за полцены? Можно. Интересно только почему у него нет работы, может он рукожоп?

Обязательные снятие и установка.
Не профильные работы для пленщика: снятие и обратная установка сложной детали. Тюнингованный бампер, пластиковые вставки на стекольном герметике и другие различные выпердосы, которые не встречаются на стоковых кузовах. Иногда пленщик обладает опытом и знанием демонтажных работ, иногда вызывает специально обученных демонтажников. И в первом, и во втором случае расходы перекладываются на Заказчика.
Увеличенный расход.
При оклейке сложного элемента, каждый край промазывается праймером — усилителем для клеевого слоя пленки. При оклейки обычного авто расход праймера не существенный и его себестоимость не учитывается. При окейке винилом сложных форм расход праймера сильно бьет по карману пленщика, поэтому себестоимость полностью или частично перекладывается на Клиента.

Опыт.
Про опыт расскажу анекдот в тему.

Привозят на эвакуаторе крутой мерседес в автосервис. Владелец жалуется, что тачка не заводится. Мастер берет молоток и со всей дури ударяет по мотору. Мерс завелся.
Владелец счастлив и спешит оплатить услуги чудо-мастера.
— Сколько с меня?
— 1 000 евро
— Нихерасебе?! За что?! За один удар молотком?! Не много ли, Уважаемый?!
— Не. Удар молотком — это вообще бесплатно. А вот «Знать куда ударить» — это 1000 евро

Так и с опытным пленщиком. Попробовать наклеить, вроде бы, может и однорукий дворник, и сосед по гаражу, и самому можно попробовать… Но оклеить сложный, тюнингованный авто так, чтобы с расстояния 20 см никто и подумать не мог что это пленка; чтобы пленка не отвалилась после первой мойки, чтобы не покупать несколько метров пленки на возможные браки и косяки; чтобы раз и навсегда — может только опытный пленщик. Любые, на первый взгляд, пробы и попытки сэкономист на мастере выльются в серьезную копеечку, потому что скупой платит дважды.

Свойства фактурных виниловых пленок

про натяжение и направление, нюансы фактурных пленок 3M и Avery
Фактурные пленки — виниловый пленки, текстура которых чувствуется тактильно. Если пленка под шлифованный алюминий, то проведите по ней пальцами и почувствуете металлическую шершавость. Если под дерево — на ощупь не отличите от дерева, покрытого тонким слоем матового лака…

Такие пленки и стоят дороже обычных виниловых, и клеятся сложнее, что отражается на конечной стоимости услуги.

Под красотой, изысканностью и ценой фактурных виниловых пленок кроются два неприятных для оклейщика нюанса. Из-за которых мастер вынужден накручивать цену, именно из-за них увеличивается время на оклейку, из-за них требуется вторая пару рук… - это направление рисунка фактуры и предельная степень натяжения.

Направление фактуры.
На фото с примером оклейки Рэндж Ровера видна шлифованная текстура виниловой пленки. Если рассматривать пленку под увеличительным стеклом, то видно, что толщина одной полоски, из мириада которых формируется общая картина — меньше миллиметра и эта полоска не прерывается по всей длине пленки.
Если при прикатывании пленки ракелем на деталь на полтора-два миллиметра допустить сдвиг пленки относительно другого края, то весь паттерн шлифованного алюминия расползется. С одного края полоски на плени будут идти ровно, а с другого края изобразят волну. Это пипец как плохо и выглядит откровенно похабно.

Натяжение пленки.
Обычная виниловая пленка тянется во все стороны до 10% от своей ширины, стоит слегка нагреть ее феном. Но с фактурными пленками история иная. Фактурные пленки совершенно не тянутся по ширине. Сразу рвутся. При растяжении в длину, при неловком движении, сразу дают эффект волны на текстуре.

Поэтому ширина пленки при раскрое на деталь должна превышать ширину детали на 10−15 см. минимум. Только так останется возможность ее подвернуть под деталь, сделать ровный рез и сохранить единый патерн фактуры на всей площади кузова.
КУДА СМОТРЕТЬ?
как принимать готовую работу; что неизбежно, а где косяк; кто несет ответственность

Как принимать работу?

что мастер может сделать не правильно, где начинается и заканчивается зона ответственности плёнщика.
Нам часто приходится оклеивать сложные бампера, которые ранее были некачественно перекрашены. Недосушенный грунт и, как следствие, просевший лак; пузыри и вкрапления на лаке, подтеки. Часто клеим сразу на грунт, как на примере с бампером на фото, и загрунтованная деталь подготовленная не лучшим образом: отшлифована не идеально или кусками… Часто приходится клеить на сколы. Хрен с ними, с маленькими сколами размером меньше спичечной головки, они полностью спрячутся под пленкой, а вот сколы побольше проявятся.

Некачественная перекраска, неподготовленный к оклейке грунт и не заделанные сколы — за все это мастер не несет ответственности, но обязан предупредить клиента до начала работы над проектом. Не предупредил — его вина. Клиент должен получать на выходе ожидаемый и предвкушаемый результат.

Еще мастер-оклейщик не несет ответственность за неаккуратный обратный монтаж оклееных деталей, если работы выполняет тюнинг-ателье, как посредник со стороны Заказчика, или сам Заказчик, а не мастер или привлеченным им специалисты. Бывали досадные случаи…
Вот шесть основных пунктов, за которые целиком и полностью отвечает мастер: заломы, растяжки, внешние нахлесты и стыки, кривая геометрия и волны на фактуре пленки, неоклеенные парктроники и подвороты под деталь.
Про непроклееные углы, пызури и крошку под пенкой — даже не пишу, поскольку это очевидные косяки, понятные и начинающим мастерам, и клиентам, которые оклеиваются впервые.
Кратко о каждом из шести «смертных» косяках мастера-пленщика.

Заломы.
Заломы пленки напоминают вздувшуюся вену или небольшой шрам. Обычно случаются из-за не расторопности пленщков, которые передержали сформованную пленку на детали и затянули с ее прикаткой ракелем. На провисевшей без подложки пленке, скатывается клеевой слой, навсегда оставляя «зарубку», как память о том, что тормозить нельзя: долго думай — быстро клей.

Растяжки и надрывы.
Заметили неестественное пятно фактуры, слегка отличающееся от всего остального наклеенного полотна пленки — это растяжка. Мастер-недотепа перетянул пленку.
Еще хуже если на фактурной пленке заметили вертикальный разрыв. Этот мастер не просто недотепа, а полноценный Дебил.
За растяжки и надрывы смело требуйте переклейки или скидку на оклейку именно этой детали 80%
Не оклеенные или перекрученные парктроники.
Парктроники всегда необходимо оклеивать фактурной пленкой, чтобы сделать их незаметными на кузове. Причем обязательно соблюдать направление рисунок пленки: сначала при оклейке, потом при установки оклеенных парктроников в штатные места. Нельзя их перекручивать и нарушать единый патерн фактуры.
Кривая геометрия и волны на текстуре пленки.
Писал об этом выше. Если мастер приклеет пленку на деталь, протянет полотно в горизонтальной плоскости и сместит к концу пленку на 1−1,5 мм, то фактура поползет. Это проеб мастера, за который надо его покарать вплоть до ректальных кровопусканий.
Внешние нахлесты и открытые стыки.
Если на оклеенной машине вы заметили внешние нахлесты, т.е. срезанный край пленки, который «смотрит» на вас; или незащищенный стык, который легко надрывается не только мойкой высокого давления и и детским пистолетом-брызгалкой, то сначала культурно… а когда пленщик начнет вам втирать про технологию и что он сто раз так делал — переходите на выско-октановый мат и жестикуляцию. Он это обязан переклеить.
Обрез пленки в край детали без подворота.
Любая виниловая или защитная пленка всегда заводится под деталь от 0.5 до 15 мм. и обрезается с внутренней стороны или «подпихиватеся» в шов. Это настолько очевидная вещь, что пена идет изо рта, когда вижу обрез по краю. Такое допускается только при сверхбюджетной оклейке такси… но тот, кто клеит такси никогда не сможет качественно оклеить сложную деталь. Ибо камнетес, никогда не сыграет шедевр на пианино своими огромными, окостенелыми пальцами.
Про оклейку сложных элементов могу рассказывать долго. Слишком много нюансов, знаний и опыта. Какие-то из них халатно-катко привел в этой статье; какие-то не могу сформулировать словами и их надо только показывать на живом примере; какие-то скрыл умышленно, потому что считаю их своим конкурентным преимуществом.

Буду рад пообщаться с каждым, кому та тема близка и интересна. Пишите на почту или звоните без тени стеснения.

Made on
Tilda