WRAPNI
ЛОНГРИД

Пять особенностей оклейки катеров и лодок

Николай Ильин
опубликовано: 21 апреля 2020
обновлено: 11 апреля 2021
Статья полезна владельцам катеров и лодок, которые всерьез задумываются заказать оклейку винилом, для начинающих мастеров-плёнщиков и тех, кто отважился поклеить пленку самостоятельно.
оклеенная лодка смотрится круто, не зависимо от ее размеров и рыночной стоимости

Что такое «особенности» оклейки?

затянутое вступление...
Особенности могут стать камнем преткновения и отговорить вас от оклейки, а могут помочь вам сформировать правильные ожидания и развеять все сомнения, от того результат оклейки порадует вас значительно сильнее. В любом случае, об этих нюансах надо знать до того, как вы потратите первые деньги на оклейку.
Речь пойдет именно про особенности оклейки, а не минусы, наёбки, сложности и косяки.

Особенности — тонкие нюансы, которые присущи в оклейки только водного транспорта. Нюансы с которыми владелец не сталкивается на этапах первых телефонных консультаций. Нюансы, которые не учитывает дизайнер, когда рисует макет оклейки.

Нюансы, о которых не любят говорить пленщики, потому что боятся потерять клиента.
как проверить качество оклейки катера или лодки

Шагрень на бортах

пленка не скроет шагрень полностью, а лишь слегка сгладит ее
Шагрень удел крашенных, алюминиевых лодок и катеров. На гелькоуте ее нет, на ПВХ тем более, но ПВХ-лодки винилом не оклеивают, поэтому не про них.
Итак. Многим на шагрень пофигу, а кто-то даже не знает что это такое. Другие видят в шагрени на бортах некий шарм и стиль. Третьи видят в ней целлюлит и побыстрее хотят от него избавиться.
скроет ли пленка шагрень краски на бортах
так выглядит шагрень на крашенной лодке
Виниловая пленка, как тончайшее плотно краски любой длины, шириной 1,5 метра и толщиной около 100 микрон. Это всего 10% от миллиметра. При этом пленка эластичная, что сильно уменьшает ее «укрывные» свойства.

Пленка не спрячет шагрень на окрашенных бортах вашей лодки.
Да, она слегка ее сгладит. За счет «глянцевости» виниловой пленки свет будет отражаться от нее равномернее, потому борта будут казаться от полированными и более ровными. Но на самом деле шагрень никуда не денется, она просто станет менее выражена.
скроет ли пленка шагрень краски на бортах

Швы и форштевень

сварные швы на бортах поклеим в край, а потом замаскируем их герметиком.
На прогулочных катерах и яхтах из композитных материалов сварных швов нет и вся проблематика сводится к стыку пленки на форштевне. Там шва нет, но есть нюанс.

Раз единое полотно пленки ограничено ее длиной в рулоне (30 метров), то некоторые владельцы думают, что пленщик «обернет» борта лодки одним куском, как подарочную коробку. Увы…
Большие лодки правильно клеить из трех кусов: левый борт, правый борт и корма. Если пыжиться и пытаться оклеить борта одним куском, то неизбежно появятся складки и стрелы, а про аккуратную оклейку рыма (кольцо для швартовки, но это не точно) можно забыть. Получится лютая порнуха.

Поэтому грамотный пленщик ровно состыкует левый и правый полотна пленки с нахлестом 3−5мм и промажет край прозрачным герметиком. Вот так это выглядит в процессе, на примере оклейка катера Вельвет в Казани.
Рым
я далек от судоходной терминологии, могу ошибаться и если это так — мне очень стыдно (или не очень?) В любом случае, если вы укажите мне на мои ошибки, неточности буду вам благодарен.
Теперь непосредственно к швам, которые расстраивают больше всего. Это швы на алюминиевых лодках, любых размеров и назначений: от рыбацкой Волжанки, до прогулочных и экспедиционных баркасов.

Сходу можно выделить четыре проблемных места: форштевень (на фото ниже), шов вдоль всей ватерлинии, вертикальный шов на бортах и стыки кормы.
Я не берусь судить тонкости и технологию производства. Возможно, кривости, косости и «навары» на стыках (см. фото с шагренью), напоминающие шоколад «Милка Баблс», в порядке вещей и в оценке внешнего, заводского вида участия не принимают. Зато в оклейке это прям «Головняк» (с большой буквы).
Плитка шоколада Милка Баблс, каждый раз заставляет меня вспоминать о стыковых швах на алюминиевых лодках
как клеить металические лодки виниловой пленкой
Кривой шов есть кривой шов. Его не исправить и ровным не сделать. Во всяком случае я таких способов не знаю.

Пленка достаточно тонкая и ее можно наклеить «как есть», прямо на все эти «кривости, косости и навары».
Но выгнать из-под нее воздух на 100% не получится. Можно греть до предельных температур, прижимать, приглаживать и даже делать микро проколы, но воздух один хер останется. Это физика…
Кривой шов есть кривой шов. Его не исправить и ровным не сделать. Во всяком случае я таких способов не знаю.
А если под пленкой осталась капсула воздуха, то рано или поздно пленка отлепится. Сначала чуть-чуть, а потом поползет по всем бортам. Обычно, по проявления первых заметных пузырей и «отлипов» проходит меньше года.
Если задача клеить на года, а не на годик, то клеить пленку на шов нельзя.

В таком случае пленку клеим в край, обрезая ее по всей длине кривого шва, с отступом 3−5 мм с каждой стороны.
Таким образом, кривой шов остается «голым», не оклеенным.

Иногда это смотрится красиво, когда дизайнер заранее учитывает это момент при отрисовке дизайн-макета, а иногда «голый» кривой шов, как бельмо в глазу. Все что в этом случае можно сделать — ровно замаскировать его цветным герметиком в тон пленки или сделать из него акцентную, контрастную линию.
В любом случае, это итоговый результат смотрится в 100 500 раз лучше, чем заводской «милкабаблс»
скроет ли пленка шагрень краски на бортах
так выглядят клепки

Клепки на лодке

нужно сделать надрезы, сильно нагреть, прикатать по всей окружности и зафиксировать герметиком. Это не сложно, но долго.
Клепки на композитных катерах и лодках не встречаются, ну или мне еще не довелось увидеть. Все мое «знакомство» с ними пока ограничилось алюминиевыми лодками и катерами. На каких-то клепок раз, два и закончились, а на каких-то их столько, что складывает ощущение, что клеишь вертолет.
В любом случае, чем больше клепок на бортах, тем в целом больше времени требуется на всю оклейку, а следовательно — дороже для клиента. Чтобы исключить клепки из сметы — не надо их клеить. Пленка обрезается в край и клепка остается голой, по аналогии с кривым швом (писал выше). Можно не заморачиваться и оклеить пленку поверх клепки. Получится волдырь, который ограничит срок службы пленки одним годом. Потом снимать или переклеивать.
скроет ли пленка шагрень краски на бортах
Чтобы красиво и надежно оклеить «пупырки» на бортах приходится запастить терпением. На одну клепку уходит примерно 3−5 минут работы мастера. Вроде б мало, но 10-ть клепок уже час работы.
Так на фото выше около 20 клепок на одном борту, столько же на втором — 4 часа работы мастера, которые придется оплачивать клиенту, который хочет получить качество и гарантии.
И так, как клеить клепки?
Вокруг каждой нужно сделать 3−4 надреза с разных сторон. Ширина надреза не больше 1−2 мм. Затем сильно нагреть пленку техническим феном и с сильным нажимом прикатать ракелем.

Прикатывать нужно поэтапно, со стороны каждого надреза, чтобы гарантировано удалить весь воздух.
После прикатки, надрезы запечатываются прозрачным краевым герметиком. Помните, на клепках пленку тянуть нельзя, как бы вам этого не хотелось. В 99% пойдут стрелы, подтяжки и появляется огромнейший риск усадки в дальнейшем.
скроет ли пленка шагрень краски на бортах

Привальник

если прилеплен на герметике — клеим в край. Снимаем - если прикручен без скрытых «гаек» и без герметика.
Как только мы привальньник между собой не называли. И подоконник, и бампер, и губа… но как его не называй, без внимания при консультации клиента он не остается. Во-первых, привальник — это точка отсчета. Чаще всего оклейка бортов начинается от него и до ватерлинии. Во-вторых, с него начинается обсуждение все приведенных тут особенностей.
Правильно клеить пленку под ним. Т. е. снимать привальник с борта. Прочищать под ним все, заводить туда пленку и возвращать привальник на место. Но, увы, это не всегда возможно.

На редких катерах и лодка привальники съемные. Они или приварены, или посажены на щедрый слой герметика. С приваренным все понятно, а вот если отодрать с герметика, что сильно об этом пожалеешь — весь герметик останется на борту. Придется его смывать растворителем или специальной смывкой. Грязи будет, как в свинарнике и времени потребуется столько, сколько на всю оклейку пленкой.
как оклеить пленкой привальная на лодке
Другая проблема привальников — скрытые крепления. Смотришь вроде б герметика нет или его не так много. Привальник съемный и держится на 10 болтах и трех гайках. Откручиваешь болты. Затем гайки и в этот момент слышишь утробный звук падения чего-то металлического, куда-то в пластиковое.
Примерно с таким же звуком падает настроение, финансовое благополучие на долгие годы.
Это упал крепежный болт в недосягаемую полость композитного поплавка.

Чтобы избежать всех этих проблем, пленку клеим на праймер в край привальника. Обрезаем ее по всей длине и запечатываем край прозрачным герметиком, чтобы исключить контакты клеевого слоя с водой.
скроет ли пленка шагрень краски на бортах

Цвет

не ограничивайте себя одним цветом: комбинируйте, выбирайте уникальное или удивите мир текстурной оклейкой
Во всех маринах преимущественно стоят белые прогулочные катера и лодки. Они вроде б все разные и по годам, и по назначению, и по размеру, и по стоимости, но все вместе выглядят безлико и одинаково.
Мне всегда казалось, что яхта, прогулочный катер или большая лодка - это атрибут некой роскоши и достатка. Игрушка для кайфа. Игрушка для тех, что не привык пользоваться плебейскими наборами товаров и услуг или ограничивать себя принятыми нормами или рамками, позволяя себе каждый раз делать чуть больше, ярче, лучше, современней. Почему яхта или прогулочный катер должны быть "как у всех белой"?
оклейка лодки в камуфляж
Вот сразу вспоминается экспедиционное судно Олега Тинькова, яхту Роберто Кавалли или скромный, но не банальный катер Ривьера 500, или хотя бы искрящийся катер с красным и черным металликом (на фото).
Виниловые пленки давно не ограничены одним цветом, а чтобы креативить и проявлять индивидуальность совсем не обязательно нанимать крутого дизайнера, который нарисует макет для печати.
Яхта Олега Тинькова
катер Riviera 500
Яхта Роберто Кавалли
скроет ли пленка шагрень краски на бортах
Кроме нескольких тысяч цветов и оттенков виниловых пленок есть уникальные варианты: хамелеоны, перламутровые, жемчужные, металлик и ксералик всех видов, хромированные под золото и под бронзу, есть световозвращающие пленки, матовые… Но и это все прошлый век.

Новый тренд — текстурные пленки. Это виниловые пленки, которые на невероятно точно копируют цвет, текстуру и фактуру других материалов.
Так можно оклеить борта катера или лодки под черное или красное дерево или крокодилью кожу, или под камень.

Больше текстурных плёнок смотри на витрине

Можно не ограничивать себя только одним вариантом и придумывать комбинации. Например, борта в яркий металлик, а сверху матовые акцентные полосы. Сверху палубу «под дерево», а борта в жемчужный. Ваша лодка может выглядеть дороже, чем она на самом деле есть. Выбор за вами.
Черный металлик
Красный металлик
Белый металлик
Made on
Tilda