WRAPNI
ЛОНГРИД

Оклейка катера VELVETTE в Казани

Николай Ильин
опубликовано: 30 июня 2019
обновлено: 11 апреля 2021
В мае 2019 года мы выиграли тендер компании Velvette Marin на оклейку катера Velvette 29 ENVY. Они в Казани, мы в Москве. Согласовали пленку — ORACAL970 металлик. Получили предоплату и оперативно выехали в ночь, чтобы утром приступить к работе. Сроки, естественно, поджимали.
На фото Владимир пытается смириться, что клеить пленку на борта катера будем не снимая привальник.
Это усложняет процесс, но экономит время.

Оклейка катера виниловой пленкой

и 9 нюансов, которые нужно знать заранее: лютая необрастайка, черный герметик, заведение пленки, оклейка в три стыка, альтернативный вариант оклейки, обрезная лента и обрезы навесных элементов без ленты, классические сложности, зрители и их вопросы.
Расстояние от Москвы до Казани 820 км. Это больше, чем от Берлина до Амстердама, от Милана до Рима или от Барселоны до Мадрида. Это как туда-обратно из Лондона в Париж или 4 раза целиком прокатиться по всему о. Тенерифе.

Естественно, такая логистика включается в стоимость оклейки. Расходы на логистику оцениваем банально: на букинге или аирбэндб подыскиваем проживание рядом с местом оклейки, смотрим бюджетные билеты на самолет или ж/д, иногда просчитываем составные маршруты, чтобы не перегибать с ценником и оставаться в рынке.
Но длительные процессы согласования, торги, аукционы, подписания документов, ожидания предоплаты и прочая бюрократия «убивают» смету еще до начала работы. К моменту старта билеты на самолет или дорожают, или рейс отменяют. Билеты на поезд заканчиваются, а составные маршруты рассыпаются по самым разным причинам.

Когда контракт подписан, смета согласована и предоплата получена — все это становится нашей (моей) проблемой, которую приходится решать. Часто в ущерб своим интересам или здоровью.

Так в этот раз, мы выехали на машине в ночь со всеми материалами и пленкой, чтобы за 11 часов пути преодолеть расстояние 820 км и утром приступить к работе. Проблемы с логистикой не отменяют согласованный график…
Как бы мне не хотелось, я опущу увлекательный рассказ о нашем мини-путешествии и сосредоточусь на оклейке.

Клеили среднеразмерный, моторный катер Velvette™ 29 ENVY: длина 8,9 м, ширина 2,7 м. Причина оклейки — поблекший и растерявший сочность. Красить не вариант. Полировать тем более. Только клеить.

Пленка среднего ценового сегмента — ORACAL970 с эффектом металлик. Родного гелькоута с вкраплениями алюминиевой крошки я не встречал ни на одной яхте, ни в одной марине мира. Хотите яхту металлик? Клейте пленку.
Ниже подробно рассказываю о 9 нюансах оклейки катеров, лодок, яхт или любого другого водного транспорта, о которых никто ранее не писал. Они расположены в хаотичном порядке, нет никакой логики, иерархии или хронологии. Можете читать с конца…

Какие-то из приведенных нюансов — чисто технические, какие-то риторические. Но с каждым или большинством из них вы обязательно столкнетесь, когда будете оклеивать катер или искать подрядчика для такой работы.

Краевой герметик и необрастайка

следите внимательно, чтобы необрастайка не сожгла пленку под герметиком
Про обязательность использования праймера (усилитель адгезии) и краевого герметика при оклейки катеров и лодок виниловыми пленками писали много раз. Я не исключение.

В полезности краевого герметика сомневаться не приходится. Он уверено запечатывает открытый край пленки и не допускает контакта клеевого слоя с водой

Он прозрачный, не сильно вонючий, с экономным расходом, стоит не дорого и не требует «степени бакалавра» для правильного применения (см. видео с 2:05). Но есть нюанс…
Лодки, яхты и прогулочные катера обрабатывают ниже ватерлинии специальной необрастающей краской (необрастайкой, антиобрастайкой).

Обычно, виниловую пленку наклеивают после обработки необрастайкой, так, чтобы нижний край не доходил 3−5 мм до необрастающей краски. Затем край пленки запечатывают герметиком. Когда герметик наносится на высохшую необрастайку — все норм.

Но встречаются случаи, когда заказчик планирует обработать необрастайкой после оклейки. И это плохо… Некоторые краски нанесенные сверху герметика могут вступать с ним в химическую реакцию. Из-за это пленка плавится и кукожится, словно на нее пролили 646-ой растворитель.

Простестируйте реакцию пленки, герметика и необрастайки, которую заказчик планирует наносить. Предпредите его о возможных последствиях. Расскажите как, где и чем укрыть линию герметика, чтобы исключить печальные последствия.
краевой герметик для виниловой пленки как наносить
Нанести краевой герметик сможет даже ребенок, но правильно подготовить край пленки к нанесению… сложная задача даже для опытных пленщиков

Черный герметик

заранее подумайте о дополнительных, не традиционных для пленщика расходниках.
Тема черного герметика в оклейке водного транспорта виниловыми пленками актуально как никогда, но почему-то ее все игнорируют.
Нюанс тут вот в чем.

На больших катерах и лодках куча видов эвакуационных и вентиляционных люков, скользящих люков, входов в рубку, сдвижных и панорамных крыш, судовых окон, лобовых стекол и иллюминаторов. Для пленщика все эти «штуки» делятся на два типа: выступающие и «заподлицо».

Выступающие — это окна и иллюинаторы, внешний размер которых больше выреза в борту лодки.
Т. е. «с уличной» стороны нержавеющая кромка иллюминатора выступает и на несколько сантиметров. Тут герметик не нужен.

«Заподлицо» — судовые окна, внешний размер которых меньше размера выреза в борту лодки. После установки таких окно, люков или стекол шов замазывается герметиком. Черным… (см. фото).

В этом случае пленку надо клеить в 1 мм от края герметика. Затем выкладывать малярной лентой «дорожку» для нового шва и запечатывать пленку (см. видео с 2:21) Обычный, краевой герметик тут не нужен.

Сложность только одна: заранее подумать, что понадобиться черный герметик и пистолет к нему. Шпатель или мастихин легко заменяется резиновой перчаткой. Нанесите герметик в «дорожку». Смочите палец в мыльном растворе и ровномерно разнесите герметик.
краевой герметик для виниловой пленки как наносить
Открытый край пленки до обработки "черным" герметиком. Фото увеличивается по клику.

Оклейка борта единым полотном

Даже не думайте провернуть это в одиночку. Чем длиннее борт, тем больше рук.
В нашем случае борт почти 9 метров. Это много. Клеить такую площадь в 4-е руки тяжело, а в 2-е невозможно. Собственный вес пленки, провисания, геометрия борта, необходимость постоянного нагрева, равномерного натяжения, контроль растяжек и стрел.
Отдельный геморрой нагревать и заворачивать 2 метра на киль с тремя ребрами (см. фото ниже) или на корму (см. видео с 1:29).

Дополнительная пара рук пришлась бы очень кстати... Но советуем пользоваться универсальным правилом, которое нас никогда не подводило: если клеить большое полотно, что необходима пара рук на каждые 5-ть метров пленки. Т.е. борт 12-тиметровой яхты мы бы клеили втроем. 20-иметровой яхты в вчетвером и так далее.

Нюанс оклейки в последовательности выполнения обязательных этапов.
Стоит ли говорить, что перед началом оклейки борта надо сначала уложить обрезную ленту, там, где вы планируете ей воспользоваться? В нашем случае это черное окно в носовой части катера.
Возможно, вы захотите использовать отрывную ленту на всей длине ватерлинии и в зоне стыков: на носу и корме.
оклейка гелькоута виниловой пленкой на выезде
Оклейка винилом вертикальных поверхностей со сложной геометрией, как синхронное плавание. Он филонят — все останавливаются.

Три стыка:
где, зачем и как делать?

если оклеиваемая высота борта не превышает 1,52 см, то любую лодку можно оклеить всего с тремя невидимыми стыками.
Какими бы гигантскими кусками пленки мы не клеили лодку, катер или яхту стыки будут. Идеально, если количество стыков равняется количеству оклеиваемых сторон. В нашем случае: левый борт, правый борт и корма. Три стороны, три стыка.

В самих стыках нет ничего страшного. Выглядят они, конечно, не так здорово, как «монолит».
Риска, что стык подорвется или вздуется, кратно меньше аналогичного риска на открытых краях. В Европе оклейка пленки стык-встык норма жизни, но об это ниже. В нашей стране не любят стыки. Я их тоже не люблю. Для меня, чем их меньше — тем лучше.

Стык — это «встреча» двух кусков пленки с нахлестом до 5 мм. Нахлест ровный по всей длине стыка. Край нахлеста запечатывается краевым герметиком.
На фото ниже наклеен один кусок пленки, второго пока нет. Потому так четко видны места будущего стыка.
На этом катере три стыка: два коротких на корме, один длинный на носу.
Чтобы увидеть стыки на корме, надо присесть на корточки, если спустить катер на воду — стыки не увидишь. Стык на носу виден, если всматриваться на расстоянии не более 2 метров. Дальше почти не видно. На воде — точно не видно.

Нюанс оклейки пленкой в стык — допиться инженерно-ровного реза нижней и верхней пленки.
Если все идеально — преломление солнечных лучей будет равномерным на всей длине стыка и он визуально будет не виден. Если стык «пошел волной» — это косяк. Страшный косяк. Непростительный.

Если уверены в себе и умеете карандашом провести ровную линию метр- полтора длиной — делайте как мы: клейте на глазок молярную ленту и отрезайте по ней.
Если с карандашом не складывается — воспользуйтесь отрывной лентой и лазерным уровнем. Это не шутка… с этого все начинают.

Обрезная лента для пленки

классно, модно, но долго и дорого
Кнайфлесс тейп — тонкая леска на клеящейся подложке для быстрой резки виниловой пленки без ножа. Есть жесткие ленты для прямых резов. Есть мягкие для фигурной резки и сложных участков.
Из мегкой ленты можно выложить длинную волну, прямой угол и даже ровный круг, но для этого надо сделать небольшой надрез на «зеленой» подложке, не повредив леску.
Лентой выкладывается периметр будущего реза. Заклеивается целиком пленкой. Потом тянете за край лески и происходит магия — пленка режется изнутри. Именно с помощью такой лески мы клеили дизайнерские «стрелы» на (фото) и окно.

Обрезная лента удобная вещь и ей можно выкладывать все линии будущих резов: нижний край на бортах, нижний и верхний края кормы, все будущие стыки, все окна, стрелы и контуры «выпирающих» элементов. Но есть пару нюансов…
Первый — время. Это не мыслимо долго. Аккуратно выложить ленту на всех элементах, на которых надо резать или подрезать пленку занимает в 5-ть раз больше времени, чем после оклейки резать ножом. Плюс после такой «выкладки» у вас будет три десятка «хвостов», за которые надо тянуть по очередности.

Второй — цена. Хорошая лента, которая режет, как бритва, а не грызет края, стоит 3 700 р за катушку в 50 метров.
На такой катер Velvette™ потребуется полторы таких катушки.

Стоит ли тратить больше времени и затрачивать больше денег? Стоит только в одном случае — когда вы не умеете делать ровный рез по молярной ленте и никуда не торопитесь.
краевой герметик для виниловой пленки
Кропотливый процесс выкладки обрезной ленты на элементе. Сместите ленту на 0,5−1 миллиметр и изуродуете ровный рез пленки. Придется переклеивать или оправдываться.

Обходы навесных элементов при оклейке

не надо снимать, просто научитесь их правильно клеить.
На лодках типа «охота/рыбалка» таких элементов вы не встретите. На моторных катерах и парусных лодках — выпирающих из борта «хромяшек» много. На яхтах — дофига.

Рецепт оклейки таких элементов в стык простой: сильный нагрев + сильный натяг + обрезание (не нашел другого слова, простите) в несколько подходов.
После того, как натянули и прикатали единое полотно на борт, все «выпуклости» проявятся. Сделайте минимальные надрезы в середине натяжения. Удалите лишнюю пленку в плоскости параллельной борту. Не пытайтесь сразу вырезать круг. Вырезайте сначала центр, потом верхний полукруг, затем нижний.

После используйте ракель, чтобы обрезать пленку на плоскости, перпендикулярной борту, максимально близко к основанию «выпуклости»…

Эх, проще показать, чем описать:
Если клеите впервые — заранее наклейте небольшой «пятачок» малярной ленты, чтобы пленка не прилипала. Так ее легче было снять и подрезать. Или используйте мягкую обрезную ленту. С лентой дольше, дороже, результат чуть хуже, зато проще и меньше ответственности.
Если вы Заказчик, то при поиске подрядчика или приеме работы обращайте особенное внимание на качество оклейки таких «выпирающих» элементов.
Раскатать пленку на ровный борт «худо-бедно» сможет любой пленщик. Быстро найти косячки и проёбы на большой площади сложно, а вот в таких мелочах и проверяется профессионализм мастера.
Классические сложности
эти сложности есть всегда, они как комары — с ними невозможно смириться и их не возможно победить, но от них можно защититься.
  • Пыль
    Целиком клеить яхту на воде — невозможно. В малярном боксе, в операционной чистоте — утопия. Обычно это или улица, или ангар. Пыль будет всегда. Рапыляйте воду в воздух, перед снятием подложки. Попросите не полировать, не красить, не подметать и не пилить рядом с вами пока у пленке «оголен» клеевой слой.
  • Температура
    На сильном солнце клеевой слой теряет адгезию. На холоде пленка теряет эластичность. И первое, и второе очень плохо. На улице не клейте в полдень. Планируйте работу на ранее утром (с восходом солнца) и поздний вечер (до заказа). В холодном помещении пользуйтесь техническим феном или тепловыми пушками. Правильная, комфортная температура воздуха и пленки — ваш невидимый помощник.
  • Вынужденные паузы
    Залог качественной оклейки — концентрация и скорость. Если пленка долго висит на поверхности не прикатанная — на ней будет растяжка. Если клеите на улице — всегда есть риска усиления ветра или дождя.

    Этот катер мы клеили перегородив выезд из сборочного цеха (не наш выбор). Потому за рабочих дня приходилось делать вынужденные паузы: выкатывать лодку на улицу, чтобы выгнать другую. загонять, выгонять, опять выгонять… В общей сложности потеряли около 5 рабочих часов.
  • Формы, ребра и повреждения
    Оценивайте фронт работ не общей площадью бортов, а количеством сложных моментов: углы, плоскости, ребра, переходы.

    Оценивайте количество стыков и придумывайте как их исключить. Просчитывайте зоны риска, зоны сильного натяжения и сторону, в которую это натяжение уводить.
    Фиксируйте все царапины, сколы, трещины и повреждения на гелькоуте. Показывайте их Заказчику и объясняйте, что пленка их повторит их контур, а не скроет.
  • Двигатель
    Нюанс связан с оклейкой кормы. Если на катере, лодке или яхте установлен двигатель, часто он мешает правильно сформовать пленку, не говоря про прикатку и натяжку. Оцените положение двигателя до начала работ. Попросите его максимально пустить вниз. Это существенно экономит время и нервы.
  • Высота и лестницы
    Заранее согласуйте с Заказчиком необходимость подкатной туры, строительных лесов или лестницы с большой платформой. Клеить пленку на цыпочках — нереально. Клеить со стремянки — можно, но жутко не удобно. Строительные леса или разборную, подкатную туру можно взять в прокат и перевезти на легковом авто. Просто помните об этом.
Этюды «синхронного плавания» в студии Николая Ильина. Меньше слов — больше дела.

Слаженная работа команды — главный залог успеха и качества. Когда не отвлекаешься на перекуры, обеды, передышки и пустые разговоры, то за час работы делаешь объем 3-х часов.
Зрители и хит-парад вопросов
будьте терпимей и дружелюбней к людям, которые проявляют интерес к вашей работе
У мотоциклистов постоянно спрашивают «сколько прет, жрет и стоит». Они бесятся. Я знаю, сам спрашивал… На самом деле в любом ремесле есть три-четыре наивных вопроса, которые задают не посвященные в нюансы люди, чтобы, как им кажется, завязать беседу и подчеркнуть заинтересованность в работе мастера.
Я считаю тут не стоит бесится, становиться надменным или пафосным, грубить, дерзить или хвастаться. Устраивать показательные шоу тоже не стоит.
Где вы не клеили виниловую пленку на лодку, катер или яхту… в Москве, Казани, во Франции, в Италии или на Мальте первые три вопроса прозвучат так:
Ответ:
пленку поцарапать сложнее, чем гелькоут.
Расскажите о том, что на виниловую пленку можно наклеить прозрачные полиуретановые прямоугольники под кранцы. Скажите, что пленку можно полировать мелким абразивом. Скажите, что локальные царапины «лечатся» еле заметными заплатками или переклейкой всего элемента.
Ответ:
виниловая пленка не выгорит на солнце в течение 3−5 лет, в зависимости от произовдителя.
Расскажите, что в современные виниловые пленки добавляют компоненты блокирующие УФ-излучение. Пленки выживают на жаре до +80 и без последсвий переносят морозы до -15.
Ответ:
чтобы она отлипла от борта надо сильно постараться.
Сообщите, что адгезия (прилипание) к борту не ослабевает с годами и пленка не отвалится. Намекните, что виниловые пленки отлично «работают» и в пресной воде, и в соленой.
краевой герметик для виниловой пленки
Бесконечно можно смотреть на несколько вещей. «Как работают другие» — в их числе.
Вы можете придумать свои ответы… но старайтесь не отвечать конкретной суммой про стоимость оклейки. Людям свойственно «цеплятся» за цифры. Вы скажите, что оклеить «такой катер» стоит примерно 100,000 рублей, а он через неделю предложит оклеить совершенную другой: такие размеры, но высота борта другая, ребер больше, геометрия сложнее… а еще и пленку выберет какую-нибудь «фультиперсовую».
Вы посчитаете и скажите - 150,000 рублей, при этом ваш заработок не сильно поменялся. Просто выросла себестоимость и время на работу из-за сложности.

Моментально в глазах клиента вы «жулик» и «комерс». Потому что у него в голове 100к, а вы на ровном месте подняли ценник на 50%. Не комильфо…
Уходите от конкретных сумм по стоимости, пока нет конкретного ТЗ.

После оклейки на пленке остаются радужные разводы. Самый простой, «крестьянский» способ их убрать — чистая микрофибра и антисиликон. «Буржуйский» — микрофибра и «quick detailer».

Европейская технология: полоски

когда очень надо и быстрее, и проще, и дешевле
У всему Свету известно, что с оклейкой пленкой заморачиваются только в России. Чтобы с подворотом, без мусоринок, песчинок… без растяжек, подтяжек, пузырей, волн, стыков. Чтобы щедро с праймером и герметиком. Чтобы на веки вечные хватило и внукам еще досталось.

В Европе такого нет. Потому оклейка для них услуга повседневная, доступная и не возведена до уровня культа. Потому «русский» мастер ценится выше местных: платишь меньше, работает лучше… Все в выиграше.

Вот шпионская фотография из итальянской студии оклейки в прибрежном городе Триест (Италия). Парни оклеивают лодку виниловой пленкой Mactac™. И клеят ее, как обои — вертикально.

Не надо ничего нагревать, тянуть и пыжится. Отрезал, наклеил, прикатал. Отрезал, наклеил. прикатал. Романтика! Ну и что, что через каждый метр вертикальный стык от привальника до ватерлинии. Зато для заказчика быстро и дешево.

Если еще один огромный плюс вертикальной оклейки — легко, быстро и дешево можно заменить любую поврежденную полоску.
Если вы выбираете оклейку для участия в выставке, регате и не планируете встречать старость с этой пленкой — такая технология отличный вариант.

По нюансам у меня всё.
Пишите, если есть вопросы.
Я клею пленки 11 лет по России и Миру, но так и не научился делать крутые фотки. Вот прям не мое это…
Made on
Tilda