WRAPNI
БЛОГ

Юридические особенности брендирования и рекламы на авто

Николай Ильин
опубликовано: 04 сентября 2019

Чем брендирование отличается от рекламы, нужно ли регистрировать смену цвета, что можно и что нельзя клеить на авто, на какие штрафы можно напороться.


Тема юридическая, поэтому без фоток и видосиков, все серьезно;)

Чем брендирование отличается от рекламы?

первый вопрос, на котором строится все остальное
Тут все очень тонко.
Бренд — это компот из философии, миссии, эмоций, ценностей компании с добавлением цвета, логотипа, шрифта и прочих атрибутов для узнаваемости. Потому цель брендирования транспорта — подчеркнуть принадлежность авто к бренду, к компании.
Это может быть и банальный логотип на дверях, капоте. Акцентные полосы на будке универсала, фирменный паттерный рисунок на бортах или полная оклейки «от бампера до бампера» в корпоративные цвета компании.
Реклама — текстовое/визуальное сообщение потенциальному клиенту с подтекстом «КУПИ». Тут, в довесок к наклеенному логотипу или названию, перечисление на дверях, будке, бортах основных оказываемых услуг, предложение о скидке, указание конкретных цен и все такое…

Т.е. брендирование — про то, кому принадлежит машина. Брендирование не попадает под закон о рекламе!
Реклама про то, что вы предлагаете, с указанием конкретного товара, услуги или последствий или способов их использования.

Куда смотреть:
ФЗ «О рекламе»; статья № 20, п.4:
«Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.»

Что лучше брендирование авто или реклама на авто?

вопрос второй, который требует внимания
Если «вы» известный бренд, хотя бы по меркам своего региона или отрасли, то безусловно — брендирование. Ваши авто с наклеенным логотипом катаются по улицам и постоянно попадаются на глаза будущим потребителям. Они вас не забывают. Когда «прижмет», загуглят вашу компанию и сделают заказ. Тут важно, чтобы у вас сайт был…
Если бренд пока на этапе эмбрионального развития, но амбиций у вас ого-го, то выбирайте опять брендирование, но особенное внимание уделите дизайну. Сделайте оклейку в такой дизайн, чтобы каждый оборачивался со словами «Ух ты, это кто же такие…» и, останавливаясь по середине пешеходного перехода, спешил пробить вас в интернете. Тут опять важно, чтобы у вас был сайт…

Если бренд «вяленький» и нет денег или желания заморачиваться с крутым дизайном — херачьте рекламу. Где брать идею мы писали тут, желательно при подготовке мало-мальского дизайна придерживаться хотя бы трех из пяти «золотых» правил. Но и это еще не все.

При рекламной оклейке авто вы полностью попадаете под Главу № 1 и статью 20 (Глава № 2), действующего закона «О рекламе». Там все очень страшно и это подводит нас к 3-ему вопросу.

Что и как нельзя рекламировать на авто?

вопрос третий, за который можно поплатиться
В первую очередь нельзя делать очевидные вещи. Например, закосить рекламную оклейку под скорую, полицию, МЧС, пожарных, почту и спец.связь. Закон таких «хамелеоноёбышей» карает жестко.

Во вторых, нельзя рекламировать то, что никому рекламировать нельзя: сигареты, алкоголь, порнушку и далее по списку.
Нельзя в рекламной оклейке разжигать ненависть и подталкивать к нарушению закона, оскорблять и осуждать. Не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут не так понять. Т. е. если ваша компания называется «Около птицы», то пишите на русском. За английский «near bird» (неа бёд) может прилететь…

Запретов чего нельзя — тьма. Их настолько много, что отпадает любое желание заниматься рекламной оклейкой, но есть один простой чек-лист, как выкрутиться:
Чек-лист
для проверки законности рекламы на авто
  • 1
    НЕ ИСПОЛЬЗУЙ ФОТО ЛЮДЕЙ
    Даже если вы сами сделали или купили на стоке готовое фото учителя (школьника, строителя, бизнесмена…) найдется какой-нибудь дебил, который не поленится хайпануть и подать на вас жалобу по одной из миллиона причин.

    Так банк рекламировал кредиты населению, используя образ учителя как бюджетника. В итоге жалоба, суд. Решение: «предложение возмездной финансовой помощи бюджетным служащим оскорбительно и недопустимо», со всеми вытекающими из этого последствиями…

    Нужны люди — нарисуйте или анимируйте в фотошопе. Прецедентов, когда доебываются до «вымышленных, нарисованных образов пока нет.
  • 2
    НЕ ЧЕШИ ПРОТИВ ШЕРСТИ
    Все что связано с дымом, алкашкой, взрывами, азартными или опасными играми — нельзя. Совсем нельзя.

    Реклама кальяна, без людей, без углей и табака, но с клубами дыма — нельзя, т.к. вызывает ассоциации с употреблением табачной продукции. Все тоже самое, но без дыма — пока можно, но это не точно.

    Любая реклама, которая может вызвать ассоциации с потреблением запрещенной к пиару продукции — грозит вам судом.
  • 3
    НЕ ИСПОЛЬЗУЙ ОБРАЗЫ МЕДИКОВ И СИЛОВИКОВ
    Первые и вторые очень обидчивые, и государство за них постоянно впрягается. Если ваш бизнес не заточен на поставку медоборудования, у вас нет лицензии и вы даже не шьете халаты для медработников — то нехер использовать их образы в своей рекламе, чем бы вы там не занимались.

    Если у вас нет гос. контракта с Министерством обороны, вы не производите военное снаряжение и амуницию, нет лицензии на «что-то там», не представляете интересы военных организаций, то забудьте про любое упоминание военной тематики в вашей рекламе. Фото танка, автомата и прочее «миллитари» — обходите стороной.
  • 4
    НЕ ИЗОБРЕТАЙ ВЕЛОСИПЕД
    Клеить пленку на лобовое стекло — нельзя. На боковые водительские - нельзя. Прикручивать к крыше рекламный щит 4×6 метров — нельзя.

    Машина под рекламной оклейкой должна оставаться машиной. Если вы превратили транспортное средство в рекламную конструкцию — я тут не помощник.
  • 5
    ВНИМАТЕЛЬНО С ДЕТЬМИ
    Если авто оклеили пленкой с рисунком, где ребенок бодр, свеж и счастлив, а вы не обращаетесь к нему лично, типо «уговори родителей купить тебе плейстейшен», то все норм.

    Если ребенок жалок, ухуд, толст, убог, прыщав, одноглаз, без рук, с разбитым носом, со слезами и соплями… Если стоит на большой высоте, если держит в руках кухонный нож, каминные спички, феервек, пистолет, автомат или обнимается с настоящим крокодилом. Если вы хоть как-то пытаетесь сыграть на чувствах ребенка или показать что-то не хорошее — вам прилетит, еще до того, как вы выкатаете первый бак бензина.

Надо ли регистрировать изменения в ГИБДД?

вопрос четвертый, на смелость
И брендирование, и рекламная оклейка подразумевают нанесение на кузов авто, борта или их части цветной, виниловой пленки или пленки с заранее нанесенным рисунком (дизайн-макетом). Внешний вид авто измениться.
Тут несколько вариантов, что дальше делать:

Если полностью поменялся цвет авто.
Если купили белую машину, а переклеили пленкой в одноцветную синюю. Или купили черную — переклеили в белый перламутр, а поверх нанесли пару надписей. Это полная смена цвета авто.

Желательно зарегистрировать это в ГИБДД — внести изменения в ПТС.
Сделать это элементарно: выбираете удобное время и МРЭО на сайте госуслуг, пригоняете авто и проходите банальную процедуру за 30 минут. Госпошлина 1 300 рублей, платится картой на гос.услугах.
Если родного цвета осталось более 70%.
Если на легковом авто вы полностью поменяли цвет на 4-х элементах кузова из 13-ти или наклеили менее 10 кв/м винила, то никаких изменений и манипуляций проводить не требуется.

Если переклеили в разноцветный рисунок.
Самый «сексуальный» вариант — оклейка «от бампера до бампера» в индивидуальный дизайн-макет. Тут вот какая хитрость.

В ПТС не могут в графе цвет указать «картинка» или «дизайн». Там они указывают основной цвет авто из весьма ограниченного списка. В крайнем случае указывают «многоцветный» и далее в скобках перечисляют основные цвета.

Тут все внимание на дизайн макет. У любого дизайн есть фон, главные цвета и контрастные цвета. Если у вас в ПТС написано «белый» и общий тон (фон, цвет) вашего дизайна оклейки белый, то изменения регистрировать не придется.

Если в ПТС белый, а общий мотив дизайна — синий, т. е. основной цвет авто, зафиксированный в ПТС, визуально изменится более чем на 50%, то изменения желательно зарегистрировать…

Куда смотреть:
Приказ МВД № 496 «Положение о ПТС» п.32
Но вы точно не станете заморачиваться, когда узнаете какой штраф предусмотрен за «непослушаение».
Под какие штрафы я могу попасть?
вопрос пятый, вытекающий из предыдущего
Не зарегистрировали изменение цвета.
Если вы не зарегистрируете изменение цвета кузова в течении 5-ти дней после оклейки, то доблестный инспектор ГИБДД впаяет вам штраф от 500 до 800 рублей, если сможет доказать, что оклеили вы более 5 суток назад. Но презупцию невиносвности никто не отменял. Скажите, что клеили позавчера, а на после завтра записаны в МРЭО.
Даже если он выпишет штраф, авто он не заберет. Повторное нарушение выйдет в «пятак» или лишение на 2 месяца, поэтому после первого штрафа лучше бы внести необходимые изменения в ПТС.

Нарушили закон о рекламе.
Нарушение способов рекламы «стоит» от 2,000 до 5,000 р. для физиков. Для юриков от 10,000 р. и выше. Подробнее в КОАП 14.38

Нарушение других «постулатов» закона «О рекламе» так же регулируется КОАПом в части 14.3, но многое будет зависеть от решения суда и активности истца. Там за уши могут притянуть все что угодно. Но в целом ценник стартует от 100,000 рублей за каждый косяк.

Made on
Tilda