БЛОГ

Оклейка катера по индивидуальному дизайну

Николай Ильин
опубликовано: 10 сентября 2021
БЛОГ
Оклейка катера по индивидуальному дизайну
Николай Ильин
опубликовано: 10 сентября 2021
ПРО УЛУЧШАЙЗИНГ

Оклейка пленкой Волжанка Voyager 960.

основная мысль: все, что вы видите на картинках в Instagram или Pinterest легко и недорого можно воплотить в реальной жизни.
Я противник «улучшайзинга». Не нравится мне, когда новую машину оклеивают «цыганским» хромом, когда к новый ноутбук прячут в чехлы из кожзама или когда «улучшайзинг» перерастает в безвкусный тюнинг с шайтан трубами и расширителями арок на болтах толщиной в палец. Заводской вид — прекрасен. Сохранить новое новым, как можно дольше — да, задача важная и интересная.
Но блин… посмотрите на современные холодильники, например. Да, сейчас их на два больше, чем просто белый. Но никогда холодильник не будет сочетаться с вашей кухней, если он не встроенный или на кухне не белые фасады. Хочешь «тютилька в тютильку» покупай все белое или серое, хотя не факт. Так люди пришли к идеи оклеивать бытовую технику или фасады интерьерными пленками, чтобы хоть как-то подружить их между собой и остановить «кровь из глаз».
Катера, яхты, лодки. Иногда мне кажется, что это такие же холодильники. 95% всех плавсредств — белые, еще 4,9% алюминиевые и вообще не окрашенные. Оставшиеся 0,1% красные или черные — единственный выбор для потенциальных владельцев. Почему так? Сговор производителей? Требования законодательства? Отсутствие вкуса и чувства прекрасного?
Заходишь, например, в Инстаграм или в Пинтерест, а там каждая фотка вызывает оргазмические позывы: ляпота, красота и шедевры. Но редко кому приходит в голову мысль «как же это сделано?», а если мысль в голову и приходит, то никакого импульса в руки не дает. Кажется «а, это у них там, в Европе, в Америке, на Западе… а у нас-то такого точно нет…» И это огромнейшее заблуждение!
…производитель, наконец, прозрел и смекнул, что времена Фода «модель Т» прошли…
Все, что есть на картинках — есть в реальной жизни. Просто начните искать и удивитесь, что «это там у них» окажется «тут у нас» быстрее, легче и дешевле. Как кварц-виниловая плитка в шоу-румах оказывается качественней, интересней и дешевле бюджетного ламината в Леруа Мерлен. Как удивительные диваны-реклайнеры оказываются симпатичней и дешевле, чем скучные, тряпочные из ИКЕИ. Как горнолыжные склоны Красной Поляны дружелюбней и интересней Аспена или Шамони.
Так и все красивые, модные, стильные, яркие, современные катера и яхты из «ихнего» интернета, по щелчку пальцев становятся безликими на фоне «нашинских» Волжанок. Надо лишь чуть-чуть поднапрячься и смириться с мыслью, что «дешево» все же не «бесплатно». Вот тому пример.
Сейчас на официальном сайте производителя Волжанок большинство выпускаемых катеров и лодок представлены оклеенными в черный, матовый винил.

В ходит оклейка в «базовую» комплектацию или оплачивается отдельно — хз, не узнавал. Всегда это так было или это «инновационное» решение последних лет — хз, тоже не интересовался и не копался. Ясно одно, производитель, наконец, прозрел и смекнул, что времена Фода «модель Т» прошли, когда можно было заказать машину с конвейера в любом цвете, если этот цвет черный. Потребителям нужен выбор. И выбор цвета самое очевидное. При цене 4,6 миллиона за новый катер, 50−100к на смену его цвета не кажется, чем-то «неподъемным».
Причем в эту цену входит и дизайн при желании или цвет а-ля металлик, или перламутровые цвета, или комбинированные цвета, или фактурные покрытия типа «под дерево», «под металл» и т. д. Вся «возня» и «катавасия» со сменой цвета любого скучного катера или яхты укладывается в три простых шага:
  • выбираем цвет или дизайн
  • выбираем пленку
  • выбираем мастера или студию для монтажа
Рассмотрим эти шаги, на примере Волжанки Вояджер 960.
шаг первый

Как сделать дизайн оклейки катера или лодки?

полезная ссылка: статья про дизайнеров для брендирования и рекламной оклейки, но и для оклейки лодок информация актуальная
Принцип «рисования» дизайн-макета катера или лодки ничем не отличается от подготовки дизайн-макета для рекламной оклейки коммерческого транспорта или брендирования и выполняется теми же дизайнерами с лишь небольшими нюансами.
Если коммерческий транспорт примерно везде один и тот же, на них есть в свободном доступе размеры, лекала и даже векторные схемы, то ничего подобного для катеров и лодок нет.
Их нужно замерять. Замерять правильно, с пониманием технических особенностей пленки, печати, ламинации.
Вы как клиент сможете снять предварительные размеры: длину с носа до кормы, высоту от привальника до ватерлинии и еще кое-что по мелочи — эти вводные помогут посчитать расходы пленки и предварительную стоимость оклейки.
Дизайнер, как правило, человек-недвижимость. Я еще не встречал дизайнера, который готов отковырять себя от компьютера и приехать в марину, чтобы полтора-два часа бегать или плавать вокруг катера, чтобы снять размеры с погрешностью до миллиметра. Обычно, этим занимаются пленщики, которые и буду в дальнейшем клеить пленку с напечатанным на ней дизайном на борта катера.
Чаще всего, студии или частные мастера снимают размеры и дают несколько контактов проверенных дизайнеров. Или дизайнер рисует базовый макет, а потом дает контакты своих «проверенных» студий и мастеров, которые снимут правильные размеры, чтобы получилось «базовый» макет доделать до «финишного».
…"трое в каноэ" работают сообща и без вашего участия…
Но тандем дизайнера и пленщика не был бы полным без Печатника. Человек, который заправляет пленку в плоттер, делает цветопробы, печатает основные полотна и ламинирует. Встречаются студии, где роль печатника выполняет сам пленщик, у которого станок стоит в боксе, но это скорее исключение из правил. Найти такие студии сложно, поэтому печатник — отдельный человек, с которым вы как клиент, никогда не пересечетесь.

На этапе создания дизайн-макета для оклейки катера, яхты или лодки, дизайнер, пленщик и печатник взаимодействуют несколько раз.
Сначала пленщик снимает размеры и сообщает дизайнеру. Дизайнер уточняет технические моменты у Печатника, чтобы правильно расставить разрешения, цветовую палитру и все такое… пленщик согласует с печатником пленку для ламинации, чтобы понять предстоящие особенности оклейки: толщину, эластичность, адгезию и т. д. Дизайнер может уточнить у пленщика некоторые моменты монтажа, чтобы правильно разместить элементы дизайна на макете и никакие буквы, цифры и мелкие детали рисунка не оказались под навесными элементами или не расползлись.
Короче, все эти «трое в каноэ» работают сообща и без вашего участия. Встречаются случаи, когда клиент все берет на себя: сам ищет дизайнера, сам ищет пленщика, сам ищет печать и сам координирует их работу, как дирижер оркестром. Но получается, как в басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Хер чего…
Логично было бы найти студию оклейки, где пленщик, дизайнер и печатник в штате. Где все процессы взаимодействия выстроены и отточены, как в армии. Где четкий хронометраж и слаженность, как в синхронном плаванье… но, увы, в России таких студий нет. Ну или я за 15 лет опыта в оклейках про них так и не узнал.
шаг второй

Как подготовить катер к оклейке?

полезная ссылка: подробный обзор технологии монтажа виниловой пленки на борта на примере оклейки катера Velvette
Когда дизайн-макет готов и напечатан, приходит время самого важного действия — монтажа. В любой работе, монтаж начинается с подготовки. В случае этой Волжанки, подготовка заняла в два раза больше времени и сил, чем сама оклейка.
Я не уточнил у владельца какого года этот катер, но по его внешнему виду было ясно, что последние лет пять, семь или больше он активно покорял акватории, не сильно заморачиваясь с косметическим уходом, ограничиваясь лишь межсезонными регламентными работами.
Катер уже был оклеен «говно-пленкой» ранее, я не знаю сделал ли это производитель или прошлый владелец, или это был своеобразный акт вандализма… Пленка была белая, что уже плохо, но еще хуже она была китайская. Почему китайская? Потому что только дешманские, низкосортные, вонючие китайские пленки, которые не годятся даже первоклассникам на поделки.
В клеевом слое таких пленок нет воздушных каналов, поэтому через полгода после оклейки они дают чудовищную усадку. Буквально скукоживаются, как в кипятке скукоживается щупальца осьминога или ужариваются грибы на сковороде. Через полгода вся оклейка выглядит так, словно ребенок вырос, но все еще носит прошлогодние вещи: короткие штаны, короткие рукава и воротник не застегивается…
…успеют достроить Саграду Фамилию в Барселоне, а Монголия станет космической державой…
У дешманских «говно-пленок» нет верхнего защитного слоя или правильной ламинации, которые бы защищали ПВХ от УФ. Проще… солнце высушивает поверхность пленки, как глину в пустыне. Не защищенная поверхность растрескивается и начинает отколупываться, словно это и не пленка, а нитро эмаль с советских времен.
Вернемся к клеевому слою. Он есть и он хорош. Через чур хорош. Он прилипает так, словно пленку прибили гвоздями, завернули болтами и прихватили сваркой. Но проблема в том, что он не отклеивается… вообще.
Т.е. пленка скукоживается и «сползает» с клеевого слоя, который намертво прилип к бортам. Когда отрываешь пленку со всего борта — клей остается от начала и до конца. Его надо смывать отдельно.
Если вы наивно полагаете, что клей смывается керхером или банальным уайт-спиритом, спешу вас разочаровать. Пока вы этими средствами будете отмывать квадратный метр «китайского» клея с поверхности, успеют достроить Саграду Фамилию в Барселоне, а Монголия станет космической державой. Тут нужна «смывка», специальный, дорогущий состав для удаления клея и жесткий ракель, которым вы миллиметр за миллиметром будете соскабливать «китайские сопли» с бортов катера.
В нашем случае демонтаж пленки занял двадцать минут, а демонтаж клея еще четыре дня. Работали в восемь рук.

Когда нет необходимости в подобном мазохизме, то вся подготовка сводится к чистке бортов глиной, которая собирает все мельчайшие вкрапления, и стандартным обезжириванием поверхности, например, уйат-спиритом.
шаг третий

Какой пленкой оклеить катер или лодку?

полезная ссылка: пять особенностей оклейки катеров и лодок — полезная статья, которая отвечает на «тонкие» вопросы тех, кто задумался об оклейке всерьез.
Выше рассказал про «волшебные» говно-пленки из Китая. Если конечная цель вашей оклейки диверсия над катером соседа, то смело выбирайте их. И дешево, и геморрой соседу на всех этапах до и после обеспечен.
Если собрались клеить для себя, то пленка нужна качественная. В следующих двух абзацах попробую в кратком содержании передать весь пятитомник про определение качества виниловых пленок, их физико-химические характеристики, способы производства и прочие нюансы, влияющие на результат оклейке.
Условно, все «качественные» пленки, на которых вы планируете печатать дизайн оклейки своего катера или ложки делятся на две группы: обычные и литые. Обычными ПВХ пленками (напр. Oracal 3151) брендируют не сложный коммерческий транспорт, оклеивают интерьеры, витрины. Срок службы таких пленок до 4−5 лет. Литыми пленками (напр. Oracal 3951) клеют автомобили, когда хотят полностью сменить их цвет, добавить стайлинга или винилографии. Они подходят для оклейки поверхностей со сложной геометрией и срок службы таких литых пленок 6−7 лет. Но основное отличие между литыми и обычными не срок службы, а цена. Литые пленки дороже обычных в 2−2,5 раза.
Если же вы ничего не планируете печатать на пленке и рассматриваете вариант оклейки в один цвет, то перед вами открывается бескрайний выбор любых ПВХ пленок, почти любого именитого бренда: KPMF, Avery Denisson, 3M, MacTac… их десятки и в каждом бренде палитра пленок по несколько сотен. Из интересного пленки «металлик», перламутровые и жемчужные цвета, хамелеоны, неоновые и световозвращающие. Из очень интересного фактурные и текстурные пленки под дерево, т. е. нарядить утилитарную Волжанку в платье Boesch или Riva Aquarama вполне посильная задача.
Выбор за вами.
~
Made on
Tilda